авторы материала: Анна Шилова, Гульмира Чакешова
В креативом пространстве АРН, на месте бывшей типографии, открылась «Вёрстка». Авторами «газетных разворотов» и «колонок» концептуальной выставки, посвящённой современному городскому искусству, стали 17 творцов, чьи жизни и судьбы неразрывно связаны с Норильском.
Старшее поколение норильчан наверняка вспомнит, что на втором этаже здания по Комсомольской 33А, где сейчас располагается креативное пространство АРН, некогда находились типографские цеха, в которых печатались газеты, рассказывающие о жизни нашего города. По словам организаторов новой выставки, её идея как раз напрямую связана с многолетней историей этой знаковой локации.
«Можно сказать, что «Вёрстка» появилась на свет в результате рефлексии на тему ушедшей эпохи и стала своеобразной возможностью создать на прежнем месте некий арт-объект в формате переосмысленной «газеты» современности. Каждая наша стена приобрела оформление, подобное газетным полосам, скомпонованным по рубрикам и подтемам, состоящим из крупных, центральных, и более мелких боковых материалов от самых разных норильских авторов – и профессионалов и любителей», – рассказывает одна из сокураторов выставки, руководитель направления «Социокультурные и образовательные проекты» АРН, Карина Андреева.
«Подобно тому, как здесь раньше компоновали шрифты и выверяли пробелы, мы тщательно собирали работы художников. Отражающие результат эволюции визуального языка — от времён металлических букв, до цифровой графики», – добавляет сокуратор выставки Мария Никитич.
Для отбора на выставку ещё осенью 2024 года был объявлен «Open call», приём работ, в котором мог поучаствовать любой желающий. К рассмотрению принимались арт-проекты в самых разных форматах и жанрах: фотография, живопись, инсталляция, скульптура, digital-арт, коллаж. Ограничений по теме, технике работ или сроку давности их создания организаторы также не ставили. По итогу была отобрана сотня наиболее интересных экземпляров. Затем, выявив некий срез культурного слоя, изучив актуальное творчество норильчан, то, какие темы и медиумы им интересны, кураторы определили «рубрики» будущей выставки.
Стоит отметить, что оформлением (вёрсткой) самой выставки и разработкой её дизайн-концепции занимался никто иной, как Дмитрий Темников, неоднократно работавший над многими другими успешными проектами АРН — арт-объектом для международного фестиваля современного искусства «Архстояние», выставками «Полночь», «Солнце 0202. Три норильских весны».
Примечательно и то, что среди авторов, представленных на «Вёрстке», нашлись самые настоящие газетчики. Виктория Миронова (rregolith) — дизайнер газеты Заполярная правда, выставила три своих работы в технике digidtal-арт – «Полярная ночь», «Автопортрет» и «Жизни голубей», которые вошли сразу в три рубрики. Первая иллюстрация пополнила раздел «Город: Я здесь живу», посвящённый созерцанию города и навеянному им вдохновению. Второй рисунок украсил стену «Личность: Важные вокруг. Важное в себе», отражающую взгляд норильских художников на людей вокруг, и одновременно предлагающую зрителям глубже познакомиться с самими авторами. Например, автопортрет Виктории привлёк внимание кураторов выставки своей необычной историей. Изначально она рисовала себя в цвете, однако после непредвиденного сбоя программы весь цвет исчез.
«Тогда я поняла, что он и не был важен. Знакомство лучше начинать с чистого листа. Получается, это наша с вами совместная работа, ведь именно вы её завершаете, мысленно окрашивая», – говорит художница.
Самой многочисленной рубрикой «Вёрстки» стали «Мнения: Пароли пароли, пароли», вобравшие в себя работы, в которых главенствуют идея и текст. Шутки там расположились по соседству с высказываниями о внутренней свободе, экспрессивности и поиске смысла жизни. Туда вошла и третья работа Виктории Мироновой – «Жизни голубей». В ней она обращает внимание на жизнь птиц, привыкших к суровому Северу, сопровождая иллюстрацию заявлением – «Жизни голубей имеют значение». А вы задумывались о жизни арктических голубей?
Другой художник, Дмитрий Бычков, в этой же рубрике, представил работу «Среднерусская возвышенность 2.0. Прибытие британцев на Русский Вудсток». Доставшаяся ему когда-то по наследству картина, своим пейзажем навевала тоску, но однажды, в результате спонтанного порыва фантазии получила новую жизнь. Так родился фантастический сюжет о том, что где-то на Среднерусской возвышенности могли организовать фестиваль «Русский Вудсток», пригласив на него звёзд британской сцены – жёлтую субмарину Beatles, дирижабль Led Zeppelin, динозавра и инопланетян.
К авторам рубрики также присоединилась и сама куратор выставки Карина Андреева. Её инсталляция «Формулы радости» на многих произвела сильное впечатление. Прежде всего, зрителей удивили необычная задумка и формат работы: на грифельной доске аккуратным выверенным почерком написаны сложные и непонятные формулы с неизвестными переменными, а рядом, в зелёной школьной тетрадке, выведено «решение» с расшифровкой странных слагаемых. Оттуда становится понятно, что например, М — это «мама», L – «любовь», а Х — это всегда «Я».
«Из чего складывается радость? Даже самое лучшее, даже самое любимое не сложится в счастье без тебя, без твоего участия. Ты и есть тот секретный ингредиент — автор, создающий радость». - описывает свою идею Карина.
Много внимания привлекла и встречающая инсталляция выставки - «Арктические ключи», талнахской художницы Дарьи Завориной, из рубрики «География: Корни территории». Её работа посвящена тому, как традиции и древности приобретают новое прочтение и становятся искусством. Объектом вдохновения для Дарьи здесь стали оленьи рога, которые, как известно, имеют много символических значений в фольклоре народов севера.
«Оленьи рога — мой шифр, - делится Дарья. - С детства, рисуя их силуэты, я чувствовала: это не трофеи, а антенны. Мифологически рога связывают землю с космосом, живых с мёртвыми, а прошлое с будущим. Это антенны к универсальным воспоминаниям». Тем временем, материалы, используемые в работе призваны натолкнуть зрителя на размышление: «А что этот символ значит лично для меня?». Ответ на вопрос, конечно же, каждый отыщет внутри себя.
Кстати, тема неординарности и экзотичности северной жизни остаётся одной из самых волнующих для норильских художников во все времена. Организаторы выставки тоже это заметили и посвятили работам на эту тему ещё одну обширную рубрику «География: Загадочный край». Дарья Заворина тоже ней поучаствовала. Большой отклик у зрителей вызвала её картина «Присутствие отсутствия», которую сама художница определяет как «зеркало для тех, кто готов увидеть себя частью вечной мерзлоты».
«Эта картина визуальная мантра для тех, кто готов потеряться. Лабиринт не требует решения, он требует растворения. И только после этого полярная ночь с северным сиянием станет порталом, но никогда — просто красивым явлением». - комментирует она своё произведение.
Интересно, что участие в выставке приняли не только ныне живущие в городе норильчане, но и те кто уже отсюда уехал, но не перестаёт любить эти места. Один таких — автор по имени ефим б. (именно так как он сам подписывает свои работы, с маленькой буквы). Когда-то переехав из Норильска на учёбу в Москву, художник понял каким необычным были его детство и юность в родном городе за полярным кругом и это его вдохновило, рассказывают кураторы. Передать свои искренние детские впечатления, ностальгию и радость, у него получилось в картине «Трубы на Долгом».
«Для меня это всегда было местом притяжения любителей пощекотать нервы. Ступать по скользким трубам, периодически перепрыгивая с одной на другую, занятие по-настоящему опасное. Если упадёшь, то неизвестно на что, ведь под снегом могут прятаться целые заросли арматур» - вспоминает ефим б.
Для некоторых авторов, не вписавшихся ни в одну сборную рубрику, кураторы выделяли отдельные «колонки». Так, объёмные геомерические композиции Ксении Кузнецовой оформились в рубрику «Под другим углом: Барельефы и горельефы». Тонкая работа с объемами и пространством для художницы привычна, так как до этого она много лет была электоргазосварщиком.
Также свои композиции на «Вёрстке» представила многим известный в Норильске автор - Олеся Химич. Разнообразие форм и жанров её работ поражает: от фотографий и коллажей, до фото-скульптур и видео-перфоманса.
Дебютировала со своими работами и новый норильский фотограф Виктория Титова. Как признаётся она сама, для тех, кто попадает в её объектив, фотография в некотором роде становится способом терапии душевных травм. Девушка вдохновляется промышленными северными пейзажами, природой и подлинными человеческими эмоциями, и в своих работах стремится запечатлеть именно их.
Как считает Карина Андреева, без творчества и искусства Норильск так и оставался бы просто арктической промплощадкой с магазинами, куда люди приезжали бы лишь зарабатывать деньги, и, по её мнению, именно факт зарождения и продуцирования местной культуры как раз и делает этот город городом в полном смысле слова. А как считаете вы?
По сообщению организаторов, показ «Вёрстки» продлится ещё до 30 июня. Посещение выставки — бесплатное. Поэтому, если вы заинтересованы разнообразить скучную рутину необычным культурным опытом, то вам однозначно стоит заглянуть на Комсомольскую 33А.