автор материала: Виктория Спасовская
Мария Эспок — инженер по профессии и фотограф по призванию. В её снимках глубина северных пейзажей, отголоски сказок и тихая сила человеческих эмоций. Как болезнь перевернула её творчество, почему в Норильске идеальный свет для съёмок и зачем она возвращается к фольклорным истокам — в откровенном интервью о жизни за кадром и внутри себя.
Мария Эспок — 36-летняя женщина с неординарным сочетанием профессий. За плечами — с отличием законченный Норильский индустриальный институт (в настоящее время университет), специальность «Водоснабжение и водоотведение». Сейчас она занимается инжинирингом в строительстве, но её жизнь полна ещё одной страсти — к фотографии. «Профессиональное направление — инжиниринг, — рассказывает Мария, —но моя любовь к фотографии — это отдельная история».
«Фотография всегда нравилась, — вспоминает Мария, — но казалось чем-то недостижимым. Сейчас же, благодаря доступности техники, это стало намного проще. Телефон с камерой, бюджетный фотоаппарат на "Авито" — всё в пределах досягаемости. С одной стороны, это прекрасно — фотография как вид искусства стала массовой, доступной каждому. С другой — это обесценивает её. В этом есть некая двугранность».
Её путь в фотографии можно разделить на этапы. «Первый фотоаппарат я купила в 2014 году, — рассказывает героиня, — чтобы понять, нравится ли мне это вообще. Затем, в 2016-м, купила Canon 6D и отправилась в Южную Корею. Именно там я по-настоящему увлеклась стрит-фотографией».
Переломным моментом стал 2019 год, когда Марии Эспок поставили диагноз — лимфома. «Это время дало мне много времени для рефлексии, —делится она, — и я начала активно заниматься автопортретами, как арт-терапией. Это был момент переосмысления, понимания того, хочу ли я продолжать заниматься фотографией и как развиваться дальше, выйдя за рамки «лёгкой фотографии». Химиотерапия, ковид, полученный во время попыток получить необходимые лекарства, — всё это было непросто. Но, парадокс, я получила свободу творчества».
В её словах прослеживается удивительная сила духа, способность находить положительное даже в самых тяжелых моментах. «Желание и понимание — могу и хочу. Не получается? Ничего страшного, попробуем ещё раз», — говорит Мария
Мария отмечает влияние своих увлечений на творчество. «Читаю много разного, — рассказывает она, — от Сьюзен Зонтаг и Ролана Барта до Владимира Проппа и Терри Пратчетта. Фантастика, мифология, семиотика — всё это, несомненно, находит отражение в моих работах».
В начале своего творческого пути Мария экспериментировала с черно-белой концептуальной фотографией, вдохновляясь работами Николая Андреева. Сейчас же её работы — это истории с выдуманной вселенной, в которых она акцентирует культурные истоки героев.
«Часто говорят, что мои работы грустные, потому что на них люди не улыбаются, – объясняет Мария, — я не люблю искусственные эмоции, показной смех или надрывные страдания. Мне ближе созерцание, задумчивость, меланхолия, спокойствие. Мои герои — это люди, которые думают и размышляют».
Именно это спокойствие и сосредоточенность пронизывает её фотографии, создавая неповторимый стиль. «Экспериментировать я люблю, — добавляет она, — делаю разные работы, но не акцентирую на этом внимание».
Показывая фотографии своих коллег, сделанные в парке и на фоне первого поезда, героиня интервью отмечает, что для неё важны люди, которые её окружают. «Вот, например, фотография коллеги сразу после того, как она получила фотоаппарат», — говорит Мария, с улыбкой вспоминая начало творческого пути своей подруги. Её работы — это истории, пронизанные глубиной и человечностью. Именно этот душевный подход делает её фотографии по-настоящему уникальными.
Фотопроект «Город. Газ. Люди.»
«Город. Газ. Люди. — один из любимых проектов. Потому что про нас, про то, что нас беспокоит, про условия, в которых мы живём. Также люблю проект «Сон» — девушки, заснувшей под прочтение «Василисы Прекрасной» в иллюстрациях Ивана Билибина. Почему её? Билибина уважаю, тундру нашу очень люблю, девушек, которые в наше время без макияжа могут и готовы сниматься, ценю безмерно», —подчеркивает Мария.
Фотопроект «Сон»
Для Марии фольклор — одна из основ творческого замысла, которая отражается в ее работах. «Если углубиться в фольклор, — поясняет Мария, — то все сказки – они не то, чем являются на самом деле. Мораль в момент создания сказки, в основном, как устного народного творчества, которое уже потом исследователи-филологи по крупицам собирали, иная, нежели воспринимается нами сейчас. Очень интересно мне копаться в этих истоках, изучать связь с корнями. Мне кажется, все настолько устали от трендов и достигаторства, что фольклор – это возможность вернуться к чему-то более простому, человечному».
«Как ни странно, люблю цвет в Норильске. Всегда можно найти интересный яркий фон», — говорит Мария. Эти слова открывает целый мир возможностей для творческой работы в этом северном городе.
Освещая свои предпочтения в выборе места для съемки, фотограф отмечает: «В Норильске за счет надземной прокладки труб можно сделать интересные кадры. Люблю фотографировать в сильный мороз. Морозную дымку всегда можно отличить на фото, даже без лиц людей с замерзшими ресницами или бородой. Туман обычный другой, менее распределенный, не светится».
Мария Эспок подчеркивает, что Норильск предоставляет уникальную возможность для фотографии благодаря своему освещению: «У нас есть уникальная возможность фотографировать с идеально рассеянным светом — сумерки после полярного дня. Перед полярной ночью мы можем снимать не сильно поздно закат или не сильно рано рассветы. Удобно! Главное заранее подумать, отметить, в какой период».
«Пустые улицы поздно вечером — это для меня что-то проде съемки в тундре. Никого нет, пустота, но одновременно ты окружен спящими или занятыми своими делами людьми. Только в тундре это птицы, дух севера, природа-мать. Наверное, это о том, что я нигде не чувствую себя одиноко, — делится Мария, — ни в городе, ни в тундре. Всегда найду чем заняться».
Сейчас Мария работает над серией городских снимков с героями, играя с настроением и местом, использует стилистику от японского стритстайла до сказок Билибина. Мария хочет создать маленький мир своего Норильска для каждого героя.
Мария вдохновляется природой севера и умело заигрывает с ней: «Снежная гладь в ясный день, туман, мороз и солнце — или мороз без солнца. Явления природы, выраженные одним словом, понятные и близкие — то, что видели наши предки, что видим мы, и, надеюсь, будут видеть те, кто останется после нас. Кому-то кривая коряжка в «мертвом лесу» возле Оганера кажется страшной, а для меня это волшебный лес, игра контрастов, теней и линий. Это вдохновляет меня на этническую сторону, на сказку. Это ведь что-то нереальное!».
История Марии Эспок — это история о неожиданных сочетаниях и неординарном восприятии мира. Она нашла себя в фотографии, создавая неповторимые образы, полные задумчивости и меланхолии. Путь Марии от случайного увлечения до осознанного творческого поиска, пронизанный личными переживаниями и глубоким осмыслением жизни, заслуживает особого внимания.
«И как будто общность такая — вроде съёмка очевидной может показаться, но всю суть и глубину знают только два человека – я и герой, и каждый под своим углом». В этом высказывании заключена тихая сила, которая заставляет задуматься и увидеть мир по-новому, через призму интеллектуального и эмоционального опыта самой Марии.
автор материала: Виктория Спасовская
Лариса Лешкова — геолог, педагог и музыкант. Её жизнь — это история о том, как любовь к песне и северу сплелась в одно целое, создав уникальное культурное наследие Норильска. Основатель клуба «Созвучие», она уже 37 лет зажигает звёзды на творческом небосклоне Талнаха, воспитывая новые поколения исполнителей авторской песни и сохраняя традиции, которые стали частью истории города.
Творчество — это состояние души. Для нашей героини Ларисы Юрьевны Лешковой это утверждение стало жизненным кредо.
Творческие способности маленькой Ларисы проявились ещё в детстве, в семейном окружении, где пение было неотъемлемой частью жизни. «У меня пели все родные», — рассказывает Лариса Юрьевна — «… мама, папа, дедушки, бабушки. Я выросла в песне. Вечерами, в праздники у них во дворе собиралась родня. И все пели». Эта атмосфера, пропитанная сердечной песней и душевным теплом стала фундаментом для маленькой детской души, её почвой, пробудила тягу к музыке, к звучанию. И музыкальная школа по классу фортепиано стала естественным началом её творческого пути.
«Сначала мне очень хотелось стать музыкантом, но жажда путешествий, познания далёкого неизведанного, желание испытать себя — манили всё больше и больше. В Киевском политехническом институте я училась по специальности «Гидроэлетростанции». Так получилось. Но там я увлеклась горами. Многочисленные туристические походы по Кавказу и Тянь-Шаню, песни у костра под звёздным небом в ожерелье горных хребтов — …всё это было так романтично и красиво в моём студенчестве», — вспоминает Лариса Юрьевна, — «Мне очень хотелось покорять эти горы и вершины и не просто так, а как геолог, и также петь замечательные песни, как ребята-альпинисты. Так я познакомилась с гитарой, которая, позже, стала моей спутницей не только в студенчестве. Она изменила мою судьбу. Я перевелась в Красноярск, в КИЦМ и закончила его по специальности «Поиск, съёмка и разведка полезных ископаемых». Я осуществила свою юношескую мечту и стала геологом. И снова, уже в полевых геологических экспедициях, моей спутницей были гитара и песня.»
«Сначала это было просто для себя, а потом привело к выбору другой, уже третьей профессии — педагог», — с гордостью говорит Лариса Юрьевна.
«Я геолог до мозга костей, в душе. Я до сих пор люблю геологию, эту науку, этих людей — настоящих людей, моих друзей-геологов. Геология для меня — тоже творчество. Однако музыка, песня, дети — стали моим призванием», — подчеркивает она.
Исполнение песен Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кукина, Е. Клячкина, А. Городницкого стали образом её мысли и жизни, выражением души, её внутреннего мира. Стали писаться свои стихи и песни под собственный аккомпанемент, начались выступления на сцене. Всё это было проявлением большой творческой личности, неотъемлемой частью существования романтика и реалиста.
И, когда судьба привела её, как геолога, в Норильск, все сложилось удивительно. Родились дети — Александр, Анастасия и Андрей. И они, конечно, росли под мамины песни, и все трое получили начальное музыкальное образование в школе искусств. Все их детство также было связано с авторской песней.
А на первой встрече любителей авторской песни в клубе «Юность» города Талнаха, 21 октября 1987 года образовался Клуб самодеятельной песни, получивший название «Созвучие». Его первым и единственным президентом является Лариса Юрьевна Лешкова.
А весной 1988 года у Клуба появились дети — ребята из школы №20, у которых Клуб неоднократно был в гостях, пел песни бардов сначала для школьников, а потом и вместе с ними. Так завязалась дружба детей и взрослых, объединённых одной любовью – любовью к авторской песне. Лариса Юрьевна очень привязалась к своим воспитанникам. Они много выступали на предприятиях, в детских придомовых клубах. И однажды их пригласили к сотрудничеству в Дом пионеров.
«Я никогда не стремилась стать педагогом», — говорит Лариса Юрьевна, - «Я геолог. Но любовь к детям, к авторской песне и её будущему предопределило мой новый выбор». У юных созвученцев появился свой дом — Дом пионеров, а у Ларисы Юрьевны открылась новая страница жизни — выбор нелёгкой, очень ответственной, но такой благодарной и творческой профессии – педагог, наставник, учитель.
Сегодня она — опытный руководитель Детского коллектива авторской песни (далее ДКАП) «Созвучие» Центра внешкольной работы, педагог высшей категории, четвёртое десятилетие передающий свои знания, умения, любовь к музыке и авторской песне своим воспитанникам. Спустя 37 лет этот коллектив и взрослый Клуб авторской песни — неотъемлемая часть, живая хроника авторской песни в культурной жизни Талнаха, да и всего Норильска.
Творческие сезоны песенный коллектив неизменно начинает и заканчивает не только в концертных залах, но и, обязательно, в тундре, отдавая дань истокам своего жанра — походным студенческим кострам и геологическим экспедициям.
«Наши традиции глубоки и ценны. Творческие дружеские связи очень важны и дороги для нас, как для взрослого Клуба, так и для детского коллектива», – говорит Лариса Юрьевна.
«Мы активно сотрудничаем с предприятиями, учреждениями, библиотеками Большого Норильска, с Культурно-досуговым центром им. Владимира Высоцкого в Талнахе, с Городским центром культуры в Норильске. Мы тесно "дружим" с талнахским музеем. Участвуем в их экологических и творческих акциях. Например, помогали открыть «Чёрную тропу» (Лестницу) между микрорайонами Талнаха, благодаря программе «Норникеля» «Мир новых возможностей». Также выступали на открытии геопарка — музея под открытым небом.
Дружба с туристами тоже заложена в самой нашей истории. Мы участвовали как в открытии первого Дома туристов на горнолыжном комплексе, так и в праздновании 50-летиия Станции Юных Туристов, и, традиционно на слётах туристов на реке Хараелах».
Но созвученцы не ограничиваются лишь выступлениями. Объединённый коллектив «Созвучие» активно участвует в создании культурного облика города. «По нашей инициативе, после 5 лет обивания порогов разных инстанций, был открыт сквер имени В. Высоцкого в зелёной зоне КДЦ», — с гордостью рассказывает руководитель. «Сейчас там установлен памятник-бюст Владимира Семеновича и арт-объект – гитара. Сквер преобразился – его очистили, облагородили. И планов для его развития ещё много».
Детский коллектив «Созвучие» активно участвовал и участвует во всех мероприятиях КДЦ, посвящённых памяти В.С. Высоцкого, исполняя множество его песен и стихов. В 2023 году был организован и проведён Первый творческий фестиваль «Молодежь поет Высоцкого», лауреатом которого стал детский коллектив «Созвучие» и его солисты. А приезд на фестиваль Никиты Владимировича Высоцкого стал знаковым событием для всех его участников.
Ещё одна важная традиция — ежегодная встреча в честь памяти Василия Васильевича Рыжкова — почетного гражданина Норильска, почетного путешественника РФ, покорителя Северного полюса, барда, художника, одного из основателей Клуба, погибшего в 1996 году в горах Талнаха при поиске дельтоплана, пропавшего в тундре.
«Традиционно, 22 июня мы организуем встречу друзей Василия Рыжкова, его товарищей и сослуживцев у мемориальной доски (также открыта благодаря инициативе Ларисы Юрьевны и его друзей) на здании ВГСЧ (военизированной горноспасательной части), где работал Василий Васильевич, а администрация организации проводит для нас экскурсии по ВГСЧ, знакомя с профессией горного спасателя.»
А ещё у созвучинцев есть свой фестиваль авторской песни — «Талнахская капель», основоположником, организатором, вдохновителем и ведущей которого является Лариса Лешкова. В этом году в КДЦ им. В. Высоцкого «Талнахская Капель» прозвенит уже 33-й раз, собирая под своё крыло всех авторов-исполнителей, любителей и поклонников авторской песни Большого Норильска.
И детский коллектив «Созвучие», и Клуб авторской песни Талнаха — это не просто песенные коллективы, которые возглавляет наша героиня. Это хранители творческой истории, души города, инициаторы многих значимых культурных проектов. Это 37 лет песен, традиций, памяти и неугасающей любви к Норильску. Вклад «Созвучия» и самой Ларисы Юрьевны Лешковой в культурную жизнь города нельзя недооценить.
В традиции коллектива — неразрывная связь с выпускниками ДКАП «Созвучие», которые являются нашими гостями и наставниками. За последние 5 лет выпускниками «Созвучия» стали 65 человек, 30 из которых продолжают свою творческую деятельность в составе клубов авторской песни в разных регионах России.
Это норильчане, горняки — Алексей Шанидзе, Константин Тойкин, Юлия Копач. Бэнд Норильска - известный дуэт «Чёрное золото», в составе Владислав Логунов и Евгений Шанидзе, которые своим творчеством покорили сердца не только северян, но и поклонников авторской песни Сибири и даже северной столицы — Санкт-Петербурга. Дуэт сестёр «Ириоль» влюбили в себя слушателей Турции и Польши. Живут и преподают авторскую песню в Гомеле. Трое ребят — Дмитрий Мамонтов, Андрей Феоктистов, Магомет Тускаев окончили Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов и работают в театрах и ведущих Домах культуры северной столицы. Анастасия Колесник окончила Московский государственный университет культуры и профессионально работает в народном вокальном коллективе «Тёрн» (Москва). Данил Кореев является руководителем и солистом вокальной группы «Месяц» (Белгород).
«Мы звёзд не ищем, мы их зажигаем» - лозунг педагогов Центра внешкольной работы, где 37-й год работает Лариса Юрьевна. Она зажгла немало звёзд. И юные звёзды «Созвучия» уже на подходе. Самая яркая из них — Ксения Шуб, которая покорила жюри многих вокальных Всероссийских и даже Международных фестивалей.
Педагогический и личный опыт Ларисы Юрьевны, сочетающий в себе любовь к авторской песне, к геологии, к людям, северу и жизни в целом, долгие годы закладывает духовную и нравственную основу Детского коллектива «Созвучие» и крепкую товарищескую дружбу участников взрослого Клуба авторской песни.
Имя Ларисы Юрьевны Лешковой записано в летопись Талнаха. А её любимая авторская песня продолжает звучать над городом, создавая неповторимое созвучие времен и поколений.